Алгоритм действий при изменении наименования организации

Опубликовано 01.12.2015 в журнале «Промышленно-торговое право», № 11 – 2015 г.

Соавторы:
Завадская Валентина Петровна
управляющий партнер, адвокат адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ»
Лаптёнок Наталья Игоревна
юрист, директор ООО «Юридическая компания "ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ"»
www.dc.by


В соответствии со ст. 50 ГК любое юридическое лицо имеет наименование, в котором указывается его организационно-правовая форма. Причины решения об изменении наименования могут быть различными, например изменение вида деятельности, расширение спектра услуг, смена владельцев организации.

Рассмотрим порядок действий, которые необходимо совершить в связи с переименованием ООО, ОДО, ЗАО и унитарного предприятия.

 

Изменение наименования

Прежде всего следует принять решение об изменении наименования и согласовать новое наименование.

Решение принимает собственник имущества (участники, акционеры) либо иной орган, уполномоченный учредительными документами организации. При оформлении возможны варианты в виде решения собственника имущества, протокола общего собрания участников (акционеров), приказа руководителя.

В регистрирующий орган для согласования нового наименования обращается руководитель либо иное лицо, имеющее доверенность или уполномоченное учредительными документами организации действовать от ее имени.

Согласовать наименование можно путем:

  • личного обращения заявителя в регистрирующий орган;
  • направления документов по почте;
  • представления заявителем документов в электронном виде посредством веб-портала (если руководитель организации либо иное уполномоченное лицо является гражданином Республики Беларусь, или иностранным гражданином, или лицом без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь).

Регистрирующий орган выдает справку о согласовании наименования юридического лица либо при наличии оснований – справку об отказе в согласовании. Заявитель вправе в течение месяца со дня согласования наименования использовать его для государственной регистрации изменений, вносимых в связи с этим в устав.

 

Внесение изменений в устав

При изменении наименования организация согласно абзацу первому п. 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, обязана в двухмесячный срок внести в устав изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации.

Изменения в устав можно оформить в виде приложения к уставу либо изложить устав в новой редакции.

Решение о внесении изменений в устав и их утверждении либо о новой редакции устава принимает собственник имущества (участники, акционеры) и оформляет в виде решения собственника имущества, протокола общего собрания участников (акционеров).

Для государственной регистрации изменений в устав согласно п. 16 вышеупомянутого Положения в регистрирующий орган необходимо представить:

  1. заявление о государственной регистрации. Его должен подписать в присутствии уполномоченного сотрудника регистрирующего органа руководитель организации или иное уполномоченное на это лицо, либо подлинность подписи заявителя следует нотариально засвидетельствовать;
  2. изменения в устав либо новую редакцию устава в двух экземплярах, а также их электронные копии;
  3. оригинал свидетельства о государственной регистрации организации;
  4. оригинал либо копию платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Изменения в устав или новая редакция устава регистрируются в день представления в регистрирующий орган. Свидетельство о государственной регистрации выдается не позднее следующего рабочего дня.

Документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии«Белгосстрах», выдается в течение пяти рабочих дней со дня регистрации изменений.

 

Уничтожение старой печати и изготовление новой

Согласно приказу Министерства юстиции Республики Беларусь от 3 февраля 2009 г. регистрирующие органы обязаны принимать на уничтожение печати организаций, разрешение на право изготовления которых выдали до 1 февраля 2009 г.

Порядок уничтожения печати в иных случаях в настоящее время не предусматривается. Печать уничтожается в соответствии с действующим в организации локальным нормативным правовым актом.

Для изготовления новой печати достаточно наличия изменений в наименовании организации в уставе либо новой редакции со штампом, свидетельствующим о государственной регистрации.

 

Переоформление трудовых отношений

В связи с изменением наименования организации необходимо внести изменения в трудовые договоры (контракты) с работниками путем подписания дополнительных соглашений.

Также согласно п. 57 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 40, на основании приказа (распоряжения) нанимателя требуется внести изменения в трудовые книжки работников.

Запись в трудовой книжке может выглядеть следующим образом.

Графа 3: ООО «Х» переименовано в ООО «У».

Графа 4: Приказ от 1 октября 2015 г. № 1.
 

Таблица 1
Уведомления в связи с изменением наименования организации

Органы и лица, которые необходимо уведомить

Срок

Комментарий и рекомендации

Банк

Незамедлительно

Срок для уведомления может предусматривать заключенный с банком договор.

В течение месяца со дня изменения наименования следует оформить новую карточку с образцами подписей и оттиска печати (часть четвертая ст. 200 Банковского кодекса Республики Беларусь)

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Пять рабочих дней со дня принятия решения (п.26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40)

Законодательные акты Республики Беларусь могут устанавливать иной срок.

Рекомендуем направить уведомительное письмо, а также копии нового свидетельства о государственной регистрации организации и изменений в устав (новой редакции устава)

Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»

Месяц со дня внесения изменений(п. 16 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1294)

Рекомендуем направить уведомительное письмо, а также копии нового свидетельства о государственной регистрации организации и изменений в устав (новой редакции устава)*

 

Инспекция МНС

Пять рабочих дней со дня государственной регистрации изменений (п. 19 Инструкции о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 12.08.2011 № 33/77/17)

Подается в произвольной формезаявление об изменении наименования организации с указанием прежнего ее наименования и акт инвентаризации неиспользованных бланков документов с определенной степенью защиты с указанием их типов, кодов, серий, номеров и количества.

Инспекция МНС передает изменения для внесения в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции и уведомляет организацию о внесенных изменениях

Контрагенты

Законодательством не устанавливается

Срок для уведомления могут предусматривать заключенные договоры.

Рекомендуем направить уведомления либо заключить дополнительные соглашения к договорам с контрагентами

*Направлять уведомление об изменении наименования обязаны организации, регистрация которых в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» осуществляется по их заявлению.

Таблица 2
Действия в связи с изменением наименования организации

Действие

Срок

Комментарий

Внесение изменений в лицензию

Месяц со дня государственной регистрации изменений(п. 66 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450)

Лицензиат должен представить в лицензирующий орган:

заявление;
  • копию свидетельства о государственной регистрации организации;
  • копию изменений в устав (новой редакции устава);
  • документ об уплате государственной пошлины.

При представлении указанных документов в установленный срок лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, при условии что не истек срок ее действия.

При получении лицензии на новом бланке организация обязана сдать в лицензирующий орган оригинал ранее выданной лицензии

Внесение изменений в разрешения на проведение валютных операций, связанных с движением капитала

Месяц со дня внесения изменений(часть вторая п. 23 Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 15)

Организация обязана обратиться в Национальный банк Республики Беларусь с заявлением для внесения в разрешение изменений и (или) дополнений

Исправления в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним

Законодательство не устанавливает

Организация должна обратиться в республиканскую (территориальную) организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним с заявлением о внесении исправлений, связанных с изменением идентификационных сведений о правообладателе (подп. 1.4 п. 1 ст. 28 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 года № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»)

Внесение изменений в Государственный реестр ценных бумаг

 

Два месяца со дня государственной регистрации изменений (п. 111 Инструкции о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 146)

ЗАО должно представить в территориальный орган по ценным бумагам:

  • заявление;
  • оригинал либо нотариально засвидетельствованную копию свидетельства о государственной регистрации организации;
  • документ, подтверждающий внесение платы;
  • оригинал свидетельства о регистрации ценных бумаг.

После рассмотрения указанных документов данный орган выдает письмо с информацией о внесенных в Государственный реестр ценных бумаг изменениях

Иные действия

Законодательство не устанавливает

При наличии разрешений, сертификатов и т.д. для внесения в них изменений (либо для уведомления) необходимо обратиться в соответствующие государственные органы, организации в порядке, установленном законодательством

Полный текст
Обратная связь

* Имя, Email, Телефон, Сообщение - обязательно для заполнения